18 октября 2023 года в МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа» состоялся практико-ориентированный семинар учителей начальных классов по теме «Развитие индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс приемов формирования функциональной грамотности учащихся», в котором приняло участие 17 педагогов района.
Целью семинара являлось: представление опыта работы педагогов по использованию приёмов формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
В ходе семинара педагоги района посетили три урока и внеурочное занятие, им был представлен теоретический материал по теме «Виды функциональной грамотности».
Урок литературного чтения по теме «Составление устных рассказов на тему «Природа осенью» по изученным текстам. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.» во 2Б классе, проведенный Ештокиной А.И., продемонстрировал педагогам района развитие коммуникативной грамотности младших школьников, одной из форм функциональной грамотности. Урок был направлен на обобщение имеющихся знаний и получение новых знаний. Александра Ивановна в ходе урока использовала: виртуальную экскурсию в картинную галерею; работу с учебником (чтение текста детьми); словарную работу; словесные беседы, объяснения и иллюстрации, раздаточный материал (корзиночки, осенние листья деревьев с заданием, секретный конвертик с грибами, карточки-знаки). Дети рассказывали о природе, подготовив дома (домашнее задание) рассказы и пробовали быть поэтами; познакомились с текстом «Грибы» из энциклопедии и с энциклопедиями; изучили стихотворение В. Берестова «Хитрые грибы»; отгадывали загадки; готовились к «Тихой охоте» и совершили поход «В лес за грибами» (с маленькими корзиночками). Учащиеся в ходе урока добывали информацию из учебника, работали по карточкам (в виде осенних листьев). Они сравнили художественный и научно-познавательный текст и выяснили отличия текста авторского и текста из энциклопедии. Для оценивания уровня знаний детей использовались грибочки разных цветов: желтые (получили новые сведения на уроке, все понятно), зеленые (имеются затруднения, хотели бы еще что-то узнать) и красные (имеются большие затруднения), которые они положили в свои корзины грибников. Все присутствующие на уроке дети (без исключения) положили себе в корзинки желтый гриб.
Урок окружающего мира по теме «Что такое почва? Практическая работа «Состав почвы»» в 3В классе, проведенный Солоповой Г.Н., продемонстрировал педагогам района развитие информационной грамотности младших школьников, как одной из форм функциональной грамотности. Это был урок открытия новых знаний в форме исследовательской работы. Галина Николаевна в ходе урока применяла различные формы, методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации (в класс пришла посылка от научных сотрудников Центрально-Черноземного заповедника имени В.В. Алехина, в которой находилась картина (разрез почвы) и сопроводительное письмо с просьбой срочно изучить данный материал); работу с учебником, работу с толковым словарем; проведение исследовательской работы; работу в тетрадях с учебной основой; словесные беседы и опыты, проводимые непосредственно детьми и учителем. Учащиеся в ходе урока добывали информацию не только из учебника, но и из ранее подготовленного учителем раздаточного материала, из толковых словарей и из личных наблюдений. Дети на уроке выяснили: «Что такое почва?», «Состав почвы», «Кто обитает в почве?», «Свойства почвы», «Почвы в Курском крае». В результате проведения опытов и наблюдений дети делали выводы-ответы на поставленные вопросы, которые записывали в тетради. В конце урока обучающиеся поделились своими впечатлениями об уроке, сказав, что им было все очень интересно.
Урок русского языка по теме «Разделительный мягкий знак (ь)» в 3А классе, проведенный Тубольцевой Е.А., продемонстрировал педагогам района развитие деятельностной грамотности младших школьников. Урок был направлен на получение новых знаний о разделительном мягком знаке, в ходе которого дети должны были научиться писать слова с разделительным мягким знаком. Урок начался с минутки чистописания, перейдя в игру «Назови одним словом» и к правилам написания слов с разделительным мягким знаком. Елена Анатольевна в ходе урока использовала: видеофрагменты, работу в парах, тестовые задания, иллюстрации, работу с учебником, работу детей у доски и в тетради. Для оценивания уровня знаний детей использовалась шкала самодостижений.
Скоркина Н.В. провела с учащимися 2В класса внеурочное занятие в виде игры-путешествия «Финансы — это интересно и увлекательно». В игре принимали участие 3 команды: «Копейки», «Пяточки», «Монетки». Команды совершили путешествие по шести станциям, где им предлагались задания для выполнения. Компетентное жюри оценивало работу команд на каждой станции. В результате игры победила «Дружба», команды набрали одинаковое количество баллов. По итогам игры был сделан вывод, что финансы это интересно и увлекательно.
Педагогами Поныровской средней школы был сделан подробнейший самоанализ проведенных уроков и занятия.
Перед началом учебных занятий педагогам был представлен доклад-презентация «Виды функциональной грамотности», подготовленная Семивражеских С.Н.
Участниками семинара было отмечено, что проведенные уроки и внеурочное занятие были проведены в соответствии с ФГОС НО и направлены на развитие индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс приемов формирования функциональной грамотности учащихся.







